Современный автодом для нашего кемпера.

Современный автодом для нашего кемпера. 28.03.2017

Полноценный автодом отличается от «домика-прицепа» в первую очередь тем, что представляет собой единое целое с автомобилем. Чем путешествие на таком транспортном средстве удобнее путешествия на автомобиле с прицепом, какие есть скрытые проблемы у такого варианта и — главное — есть ли отечественные автодома, способные конкурировать с импортными аналогами?

Скорость и проходимость

Как вы помните, в караване-прицепе запрещено перевозить пассажиров. Но, может, хотя бы в автодоме разрешается ехать «вахтовым» способом: один водитель за рулем, а другой в этот момент отсыпается у него за спиной? Увы, нет. В большинстве автодомов все пассажиры должны находиться в своих креслах с пристегнутыми ремнями безопасности, в особенности — дети. Для детей, кстати, как и во всех других автомобилях, нужны специальные детские кресла.

Безусловным плюсом автокаравана является его скорость. Для прицепа установлены дополнительные ограничения: к примеру, в России максимальная скорость на обычных дорогах — 70 км/час, на скоростных — 90 км/час. Водитель автодомика на колесах может не задумываясь ехать «по знакам», его транспортное средство ничем не отличается от стандартного микроавтобуса или минивэна.

Хотя тем, кто обычно ездит на легковушке, стоит помнить о габаритах. А это не просто ограничения при проезде под аркой или низким балконом на узкой европейской улочке. Это и большая парусность: фургон будет сдувать сильным ветром, особенно — на скользкой и мокрой дороге. Поэтому необходимо в неблагоприятных условиях дополнительно снижать скорость, а не просто соблюдать номинальный скоростной режим. Ну и, конечно, у автокаравана проходимость лучше, чем у каравана-прицепа. Даже у того, который построен на базе микроавтобуса, не говоря уже о шасси внедорожника.

Нужен ли второй автомобиль

Главный минус автокаравана заключается в том, что по прибытии в специализированный кемпинг (который, как правило, расположен в пригороде) вы не можете оставить свой домик и отправиться на экскурсию в город на «тягаче». Впрочем, кое-где имеются и городские кемпинги: и в небольших курортных местечках Пярну и Друскининкай, и даже в столицах — Хельсинки, Вильнюсе.

При отсутствии городского кемпинга бывалые любители караванинга решают этот вопрос по-разному. Например, кто-то путешествует компанией на двух машинах: одни едут в автодоме, вторые на легковушке. Ночуют в автодоме, а на легковом автомобиле осматривают окрестности. Те, кто путешествует вдвоем-втроем, берут в таких случаях второй автомобиль напрокат. Или добираются до достопримечательностей исторического центра на общественном транспорте. В любом случае, всю необходимую информацию лучше узнать заранее.

Многое зависит и от размеров самого автодома. Так, компактный Doubleback VW Кемпер рассчитан на перевозку двоих (от силы троих, в зависимости от расположения сидений) пассажиров на одном переднем ряду. А ночевать в нем могут четыре человека. Так что сами конструкторы как бы намекают на возможность путешествия двумя машинами.

Огромный автодом STX Mercedes Actros может, напротив, перевозить легковой автомобиль в своем «трюме». Но этот автокараван — размером с хорошую фуру и поэтому требует водительского удостоверения категории «C» или «D», а также соответствующих навыков вождения. И да — на таком «домике» проедешь далеко не везде: в городах и поселках могут быть ограничения по габаритам и прочие препятствия, не говоря уже о проселочных дорогах и тем более — бездорожье.

Автодом УАЗ: прямиком через Сахару

Несмотря на то, что для советского человека автодом был недостижимой роскошью, первые караваны на базе отечественных автомобилей появились еще в 70-е годы ХХ века. Правда, производили их за рубежом. Известны несколько итальянских модификаций на платформе УАЗ-452 «Буханка» от компаний Schieppati (Safari и Adventure Camper), Grand Erg (Thule и Tundra), а также Arca. Путешествие на последней по пустыне Сахара было описано в 1972 году в советском журнале «Техника — молодежи».

Автодом фирмы Schieppati на базе УАЗ-452 участвовал в автопробеге 1983 года, также по Сахаре. Его соперниками были тогдашние законодатели мод в сфере автокараванинга на платформе Renault-Saviem TP3 и Iveco Daily. По итогам совместных испытаний УАЗ показал самую высокую проходимость и самый низкий уровень комфорта. Что, в общем-то, неудивительно: машина была создана не для частной эксплуатации. Стоит отметить, что в ту пору требования по экологии и удобству в странах ЕС были не такими высокими, как сейчас. И если кухня с плитой, раковиной и холодильником входила в базовую комплектацию итальянско-советского автодомика, то биотуалет был лишь опцией, а душ отсутствовал вообще.

Кстати, недавно группа УАЗ опубликовала фотографии концепта собственного автодома на базе «Буханки» (которую компания производит до сих пор). Это уже вполне современный кемпер, но рассчитан он в большей степени на отечественных туристов-экстремалов, чем на любителей цивилизованного караванинга. То есть не на тех, кто хочет удобную зеленую стоянку с водопроводом, электричеством и интернетом Wi-Fi. Да и бензин «Буханка», как известно, ест как не в себя, что при евросоюзовских ценах на топливо может ощутимо ударить по карману. Кроме того, пустить их в серию УАЗ еще не решился.

От «самопала» к цивилизации

Сначала автодома на базе «Газели» были кустарными и полукустарными. Довольно многим любителям путешествий одновременно и независимо друг от друга приходила в голову вполне удачная мысль переоборудовать недорогой микроавтобус своими руками или в «гаражном автосервисе». И было бы странно, если бы служба маркетинга Группы «ГАЗ» не обратила на это внимание.

Первая попытка была не вполне удачной. Автодом, созданный совместно с немецкой фирмой Weinsberg на базе стандартного автофургона ГАЗ-27057, был бы всем хорош (проблемы вроде небольших багажников можно решить внешней «навеской»), если бы не маломощный двигатель. Стандартный бензиновый мотор в 106 л. с. натужно вытягивал экспериментальный автокараван в горку, да и потреблял (даже официально) 16,5 литров на 100 км по трассе. Но зато его создание позволило конструкторам учесть свои ошибки.

И вот в 2015 году Группа «ГАЗ» представила на московской выставке Off-road Show два автодома: первый — для цивилизованного кемпинга на базе «Газели-Next» и второй — «Охотник» — для экстремального туризма на базе «Соболя 4×4». И если с «Охотником» все более-менее понятно, на «Газели-Next» стоит остановиться чуть подробнее.

Полноценный автодом «Газель-Next»

Цивилизованный российский автокараван рассчитан на перевозку семи пассажиров в кабине (троих на первом ряду и четверых — на втором). Соответственно, на всех есть спальные места в «домике». Помимо традиционного для автодомов выдвижного тента, имеется выдвижная боковая секция (спорное решение для наших широт), что дополнительно увеличивает внутреннее пространство. Мебель внутри довольно кондовая по современным меркам. Из безусловных плюсов — американский дизель Cummins ISF 2.8 мощностью 200 л. с.

Из минусов эксперты отмечают отсутствие жидкостного отопления батареями: как правило, зимой воздушного отопления с помощью штатного кондиционера бывает недостаточно. При этом производитель заявляет, что двойное пластиковое остекление способно сохранить тепло даже при сильных морозах. Как бы там ни было, установить жидкостный отопитель с батареями можно в любой момент — это оборудование для караванов вполне доступно. Кроме того, заявленная высокая проходимость по российскому бездорожью все же относится к чему-то похожему на дороги, а в болото на этом транспортном средстве лучше не соваться.

Стоит автодом на базе «Газели-Next» около 4,5 млн рублей (можно «домик» купить и отдельно, установив его на обычной грузовой «Газели-Next»). Ближайший конкурент нашего каравана — Swan 599 от словенской компании Bravia Mobil, созданный на базе микроавтобуса Peugeot-Citroen. Словенский автодом, безусловно, более комфортный и оснащен современной стильной мебелью и оборудованием. Но и рассчитан он на четырех путешественников, а не на семерых.

Жилой модуль для пикапа

Нишу между домиком-прицепом и автодомом на базе микроавтобуса или минивэна занимает жилой модуль для пикапа. Это, безусловно, американское изобретение, и таких изделий в принципе для любых пикапов существует довольно много. К примеру — модуль Bimobil Husky 230 для Nissan Navara. Тут все более-менее стандартно: двуспальная кровать в алькове над кабиной (такое размещение одного из спальных мест характерно и для многих автодомов на базе фургонов и минивэнов), довольно компактная кухня, душ и туалет, а также складная двуспальная кровать на «первом этаже».

При необходимости модуль можно приподнять на штатных ножках-домкратах и оставить в кемпинге, отправившись на автопрогулку. И точно так же можно оставить его потом в гараже или на дачном участке, когда закончится отпуск, а «базовый» пикап придется использовать по его прямому назначению.

По такому же принципу построены и жилые модули для пикапа «УАЗ-Патриот». Их стоимость составляет около полумиллиона рублей (без автомобиля). Считается, что у российских производителей — более «европейский» и функциональный интерьер. Хотя это, скорее, дело вкуса. Ведь значительная часть специальных комплектующих — авторства ведущих мировых производителей комплектующих для караванинга. Для мелкосерийного производства локализация специфических блоков — дело дорогостоящее, да и ненужное.

Главный плюс такого автодомика на базе пикапа — на нем можно путешествовать и по тайге, и по европейским дорогам. К слову, в скандинавских странах есть аналог «лесного права», разрешающий сбор грибов и ягод на частной территории, — «право путешествовать» (allemansrätten). То есть закон разрешает припарковать автодом в любом месте, где это не запрещено и поблизости нет жилых домов. А в таких местах труднопроходимые дороги встречаются и в Скандинавии.

https://ok-inform.ru/


Возврат к списку